Za мир

Ответственным за оказание услуг, родителям (законным представителям) из числа инвалидов и иных МГН, назначена Мышьякова Ирина Таировна телефон: 7 (812) 297-15-88 или форма обратной связи.

Сведения об образовательной организации

Рабочая программа учителя-логопеда Кузьминой В.Н. группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционная программа

Группы №6. ГБДОУ д/с 123 Выборгского района Санкт-Петербурга

Диагноз: Заикание. Общее недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое нарушение речи.

Учитель логопед ГБДОУ д/с 123 Кузьмина В.Н.

Копия программы:

Пояснительная записка


Рабочая Программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (ТНР) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ,
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ министерства образования и науки от 17.10.2013 № 1155)
• СанПиН 2.4.1.3049-13;
• Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
Нищева Н.В. Детство-пресс. 2015.
Содержание программы определено дидактическими принципами, которые для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Рабочая программа составлена для образования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III - IV уровней речевого развития. «ОНР - системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте» (Левина Р.Е., Филичева Т.Б.).
Рабочая программа разработана на период 2018-2019 уч. года.

При разработке программы учитывался контингент детей группы:
См. приложение №1
Третий уровень речевого развития.
характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьши-тельными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и чис-лительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырех – сложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное
понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития
характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально – оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннее гармоничное развитие детей с ОНР. Это достигается за счёт создания комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учётом особенностей психофизического развития детей данной группы.

 Цель реализации рабочей программы:
обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального 4 благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы общеобразовательной школы.
1.3. Задачи рабочей программы:
устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с онр;
формирование грамматического строя речи;
развитие связной речи старших дошкольников;
развитие коммуникативной, успешности в общении;
формирование мотивации к школьному обучению.
Ведущим принципом данной рабочей программы выступает принцип комплексности, выражающейся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у детей, личностно-деятельного подхода к коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

В рабочей программе реализуется принцип развивающего обучения, учёта зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.
Основной формой работы во все пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые и интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграции усилий специалистов и родителей детей.
В группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.
Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки сформированные учителем-логопедом.

Копия программы: