Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Пояснительная записка
В последнее время увеличилось количество дошкольников с нарушениями речи, которые в последствие мешают успеваемости их в школе. И, если детям с тяжелыми нарушениями речи в нашем городе всегда уделялось повышенное внимание, то дети с нарушениями произношения отдельных звуков и фонематическим недоразвитием речи часто оставались неохваченные логопедической помощью. Необходимость проводить логопедическую коррекцию этих нарушений привело к организации логопунктов. Решение данной проблемы возможно через разработку программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N
• «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);
• Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
• Конвенцией ООН о правах ребенка;
• Декларацией прав ребенка;
• Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
• Положением о логопедическом пункте ГБДОУ № 123
Программа опирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
4
• деятельностный;
• онтогенетический;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Настоящая программа обеспечивает развитие личности детей 5-7 лет (с нарушениями произношения отдельных звуков ) и направлена на:
своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии речи этих детей, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе,
создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
В соответствии с ФГОС ДО основной целью речевого развития детей-дошкольников является: ФОРМИРОВАНИЕ УСТРОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ СВОЕГО НАРОДА.
Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:
овладение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
развитие речевого творчества;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
5
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в схемах взаимодействия. Таким образом, эффективность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту. При чёткой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Модель логопункта органично вписывается в систему ДОУ любого типа, она результативна и малозатратна.
Если рассматривать специфику работы логопедического пункта, то можно отметить следующее:
1. В течение года логопед работает с 25 детьми ( 1 ставка).
2.Основной контингент – дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития (НПОЗ, дизартрия, дислалия).
3. Преимущественно подгрупповая и индивидуальная формы занятий.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта ГБДОУ
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. Часто у детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006).
Нормативы речевого развития детей старшего дошкольного возраста
5 – 6 лет
В этом возрасте развиваются все стороны речи ребенка. Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи.
Словарь.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный, (но ребенок еще не может
6
достаточно свободно пользоваться ими). Ребенок понимает, осознает оттенки значений глаголов, отражающих характер движения и прилагательных оценочного характера, многозначность слов. Появляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Идет формирование видовых родовых понятий. Отмечается качественное увеличение словаря. Совершенствуется умение подбирать слова с противоположным значением – антонимы (существительные, прилагательные, глаголы, наречия), а также сова со сходным значением – синонимы.
Грамматический строй речи.
Предлоги – использует как простые, так и сложные предлоги. Предлоги, союзы употребляются в самых разных значениях (встречаются неточности их употребления).
Словоизменения. Совершенствуется умение согласовывать в предложении прилагательные, числительные с существительными, формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребенок правильно пользуется многими грамматическими формами. К 6-ти годам усваивает предложно – падежные формы единственного и множественного числа, изменения большинства прилагательных по падежам, числам, родам, правильно употребляет глаголы, наречия. Встречаются еще ошибки при образовании разных грамматических форм, особенно Р. п. мн. числа существительных.
Словообразование. Совершенствуются способы словообразования (суффиксальный, суффиксально-префиксальный, способ словосложения). Ребенок образует форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).
Синтаксис. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений – в структурном отношении речь усложняется, возрастает объем высказываний. Ребенок еще испытывает затруднения в правильном построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении.
Связная речь
Ребенок может поддержать беседу, задавать вопросы сам, отвечать правильно на вопросы взрослого и сверстника. Учится строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета. Пользуется прямой и косвенной речью, в диалогической речи использует как краткую, так и развернутую форму высказывания. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете по картине, по серии картинок, по плану, образцу. Появляется умение устанавливать причинно-следственные связи, пространственные, временные и другие отношения, зависимости между предметами. Высказывания становятся выразительнее, содержательнее, и точнее, а фраза более развернутой. Активно осваивает построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи ребенок начинает пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, предложений между собой. Ребенок еще испытывает затруднения при построении связного текста с использованием всех структурных элементов (начало, середина, конец), в соединении различными способами цепной и параллельной связи частей высказывания.
7
Речевое восприятие. Совершенствуется речевое восприятие. Появляется критичность к собственной речи и речи окружающих, умение замечать речевые недостатки, контролировать собственную речь (вырабатывается самоконтроль).
Просодика. Совершенствуется речевое дыхание, выдох становится более продолжительным (5 – 6 слов на выдохе). Ребенок регулирует темп и громкость речи в зависимости от ситуации, более свободно использует средства интонационной выразительности. Часто пользуется в речи
вопросительной, повествовательной интонацией, может передать свои чувства.
Нормативы речевого развития детей старшего дошкольного возраста
6 – 7 лет
Словарь.
В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он может свободно общаться со взрослыми и сверстниками и поддерживать разговор на тему доступную его возрасту. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (одежда – зимняя, летняя, инструменты); при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов (кисло-сладкий); а также качеств и свойств по степени выраженности (тяжелее, темно-зеленый); название материалов и их признаков, профессии (строительные, военные). Чаще в речи начинает употреблять отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользуется антонимами, эпитетами, понимает метафоры (море смеялось). У детей складывается представления о многозначности слов. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания может подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, подмечая в них сходство и различие (белый, как снег). Подбирает рифмы.
Грамматический строй речи.
Словоизменение. Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимениями. Ребенок овладевает всеми грамматическими формами имен существительных и прилагательных, формами спряжения наиболее употребляемых глаголов.
Словообразование. Образует (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова. Для характеристики признака действия (пространственного, временного, образа действия) в речи пользуется наречиями. Правильно использует ударение. Встречаются еще трудности при употреблении несклоняемых существительных. Чутко реагирует на грамматические ошибки как свои, так и других людей, наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка.
Синтаксис. Использует в речи разнообразные конструкции и виды предложений. Правильно составляет простые предложения, предложения с однородными членами, употребляя при этом соединительные, противительные, разделительные союзы.
8
Использует в своей речи и сложные предложения, чаще сложноподчиненные, выражающие разнообразные синтаксические отношения, употребляет причастный и деепричастный обороты.
Связная речь.
Речь становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. Строит различные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение). Соблюдая их структуру и разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказывания. Ребенок свободно пользуется монологической речью, способен пересказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения.
Фонетико-фонематические процессы.
Ребенок не только правильно произносит, но и хорошо различает фонемы и слова. Имеет элементарное представление о языковой действительности (о звуке, слове, предложении).
Важнейший итог развития речи дошкольника к семи годам – речь становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, также средством планирования и регуляции поведения.
Логопункт так же посещают дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.